Приветствую Вас Гость | RSS

Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика

Четверг, 20.07.2017, 17:49
[] [Форум: главная ·] [ На главную страницу конференции ] [Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Конференция 2012 » Лингвоэкспертология » Карагодин А.А. Проблема лингвоэкспертной квалификации оценоч
Карагодин А.А. Проблема лингвоэкспертной квалификации оценоч
BrinevДата: Понедельник, 10.12.2012, 23:08 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 197
Статус: Offline
 
ИваненкоДата: Среда, 19.12.2012, 21:07 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 50
Статус: Offline
«Писатель Иванов ютится с женой и ребёнком в одной комнате»? Как утверждение о факте или оценочное суждение? ........Как видим, невозможно однозначно определить, является ли данное высказывание утверждением о факте или оценочным суждением".
Вот поэтому, Александр Александрович, и представляется разумным разделить в высказывании субъективное и объективное. Выделить коннотативную составляющую в ее оценочной реализации (субъективную характеристику "ютиться" объективного состояния "жить", "проживать" (от стилистики не отделаться)), признав все остальные компоненты объективными (естественно, это слово использовано в лингвистическом смысле, то есть представленные как объективные). Вы сами к этому пониманию подходите вплотную, доказываете его, раскладывая смысл предложения на составные части.
 
nadyashipДата: Понедельник, 24.12.2012, 20:42 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Александр Александрович, здравствуйте. С большим интересом прочитала Ваш доклад, который несомненно имеет как теоретическую, так и прикладную направленность. Предлагаемое Вами решение вопроса лингвоэкспертной квалификации оценочных высказываний, суть которого (решения) заключается в обосновании необходимости выхода за пределы "словоцентризма", присущего современному языкознанию, в сторону речевой деятельности (текста), преодолевает некие априори принятые (и стихийно применяемые/реализуемые на практике) презумпции лингвоюридического анализа высказываний с его "точечностью" (элементаризмом). Понятна значимость постановки вопроса и предлагаемого ответа для юрислингвистики (в том смысле, что существующие на сегодняшний день приемы квалификации оценочных высказываний оказываются "неприемлемыми" (не хотелось бы выражаться столь категорично) для решения прикладных задач, связанных со сферой юридического функционирования языка), однако хотелось бы уточнить: 1) что дает предлагаемый Вами подход для лингвистики? 2) возможно ли применение экспериментальных методов квалификации (диагностики) оценочных высказываний? 3) имеет ли значение, с каких позиций - автора или адресата - мы будем квалифицировать оценочные высказывания и утверждения о фактах? С уважением, Надежда Николаевна.
 
KAAДата: Вторник, 25.12.2012, 21:06 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 20
Статус: Offline
Надежда Николаевна, спасибо за вопросы.
По поводу 1-ого вопроса. К сожалению (потому что специально этим не занимался), могу ответить на вопрос в самом общем виде. Большинство собственно лингвистических работ по оценке основываются на субъективно-объективном подходе. Экспертная практика, на мой взгляд, подтверждает его неэффективность: субъективные высказывания четко не противопоставляются объективным. Оценки и утверждения являются субъективно-объективными образованиями. Поэтому в лингвистике необходим поиск иных подходов к рассмотрению оценочной семантики.
По поводу 2-го вопроса. Я думаю, возможно применять экспериментальные методы, но на этапе экспликации содержащейся в высказывании информации.
По поводу 3-его вопроса. На мой взгляд, важно учитывать «фактор адресата» и «фактор автора». Говорящий может сознательно выбирать, каким образом ему преподнести определенную информацию (как утверждение или как мнение), способен строить свои высказывания так, чтобы они воспринимались слушающим соответствующим образом. Однако может быть так, что он уверен в истинности имеющейся у него информации, распространяет информацию в утвердительной форме. Впоследствии оказывается, что данная информация не соответствует действительности. Если информация является порочащей, он привлекается к ответственности. Может быть такая ситуация. Говорящий не уверен в истинности имеющейся у него информации, решает сообщить ее в форме предположения. Однако слушающий воспринимает информацию как факт. Экспертное исследование может показать, что в высказывании нет средств субъективной модальности. Говорящий был искренен со слушающим, но не был внимателен по отношению к собственному высказыванию. Последнее обстоятельство не освобождает его от ответственности. Суд вынесет решение не в пользу говорящего. Таким образом, при исследовании спорного высказывания априори полагается, что говорящий искренен со слушающим, знает средства выражения утверждения и предположения, мнения. С другой стороны, нельзя абсолютизировать «фактор адресата», думать лишь о том, каким образом спорное высказывание воспринимается усредненным читателем: как мнение или как утверждение. В логико-философской литературе (например, в работах К. Поппера) не раз говорилось о том, что человек способен смешивать дескриптивную информацию и оценочную. В истории немало примеров, когда огромное количество людей принимали оценочное высказывание за факт (Арийская раса лучшая в мире). Поэтому эксперт должен показать возможность восприятия спорного высказывания тем или иным образом. Для этого необходимо разделить содержащуюся в высказывании информацию на две категории. С одной стороны, выделить информацию истинную или ложную, с другой стороны, выделить информацию, не обладающую свойством истинности. Логико-лингвистическая (особенно в трудах позитивистов начала 20 века) поможет это сделать. Эксплицировать информацию можно с помощью пропозиционального анализа.
 
nadyashipДата: Среда, 26.12.2012, 21:02 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Александр Александрович, спасибо за подробный ответ!
 
ИваненкоДата: Четверг, 27.12.2012, 13:32 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 50
Статус: Offline
Цитата (KAA)
С одной стороны, выделить информацию истинную или ложную, с другой стороны, выделить информацию, не обладающую свойством истинности.

Алекесандр, Александрович, не могу не среагироваь: в каком смысле вы говорите об истинности и ложности? Дело не в формальных определениях.
 
KAAДата: Четверг, 27.12.2012, 14:25 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 20
Статус: Offline
Галина Сергеевна, спасибо за вопрос. Под истинностью / ложностью я имею в виду соответствие или несоответствие содержащейся в высказывании информации действительности. Дескриптивная информация может быть истинной или ложной, а оценочная информация, а также информация, направленная на изменение положений дел в мире (выражена в директивных высказываниях), не обладает таким свойством.
 
ИваненкоДата: Пятница, 28.12.2012, 09:17 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 50
Статус: Offline
Цитата (KAA)
Дескриптивная информация может быть истинной или ложной, а оценочная информация, а также информация, направленная на изменение положений дел в мире (выражена в директивных высказываниях), не обладает таким свойством.

Это понятно и не вызывает сомнений.
Цитата (KAA)
Под истинностью / ложностью я имею в виду соответствие или несоответствие содержащейся в высказывании информации действительности

А вот по этому выопросу хочу уяснить, понимаем ли мы друг друга: Вы имеете в виду само указание на фактуальные (способные быть истинными или ложными) сведения, но не определение этой истинности или ложности? На мой взгляд, верификация информации не входит в компетенцию лингвиста.
 
KAAДата: Суббота, 29.12.2012, 17:55 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 20
Статус: Offline
Галина Сергеевна, извините, что сразу не ответил на вопрос.
Цитата (Иваненко)
На мой взгляд, верификация информации не входит в компетенцию лингвиста.

С этим абсолютно согласен.
Я имею в виду само указание на возможность информации быть истинной или ложной.
 
Форум » Конференция 2012 » Лингвоэкспертология » Карагодин А.А. Проблема лингвоэкспертной квалификации оценоч
Страница 1 из 11
Поиск: