Приветствую Вас Гость | RSS

Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика

Пятница, 26.05.2017, 06:36
[] [Форум: главная ·] [ На главную страницу конференции ] [Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » Конференция 2012 » Круглый стол » Лингвистический контроль рекламы
Лингвистический контроль рекламы
dudareva-yanaДата: Среда, 19.12.2012, 09:02 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Лингвисту-эксперту нередко приходится работать с рекламными текстами, писать заключения по вопросам о нарушении ФЗ «О рекламе». В то же время все чаще проводятся акции по экологии русского языка, выявлению рекламы, в которой содержатся нарушения орфографических и пунктуационных норм русского языка.
Согласно ФЗ «О государственном языке РФ»
реклама является одной из сфер использования государственного языка (ст. 3);
при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке (ч.6. ст.1);
нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.6).
В действующей редакции ФЗ «О рекламе» соответствующих пунктов о нарушениях норм русского языка нет.
Должно ли закрепиться в законе «О рекламе» соблюдение норм русского языка?
 
ВорошиловаДата: Среда, 19.12.2012, 09:46 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Статус: Offline
Должен, но при этом мы не должны забывать о языковой игре, свойственной рекламному тексту. А языковая игра не является нарушением правил, это художественный прием.
 
ngolevdДата: Среда, 19.12.2012, 15:16 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 186
Статус: Offline
Я против. Полагаю, что это не предмет высокого законодательства и административных санкций. Во-первых, это область культуры, "Борьба" за культуру предполагает другие средства. Если человек пришел в неглаженных брюках на торжественный прием, никому в голову не придет накладывать на него штраф. Айяйяй - вполне достаточно. Во-вторых, Это область этики, которая в ряде случаев переходит в область права, но не по линии пресловутых ошибок (Рекламный слоган рыбного ресторана "Уху ели?" в Красноярске привела к административным санкциям). Наконец, это область языка, в котором есть свои законы, несоблюдение которых также не карается. Многие из тенденций носят объективный характер. Одним из таких законов является постепенная деактуализация традиционной пунктуации. В рекламе, в частности, она вытесняется параграфемикой (например, разбиением на строки в соответствии с актуальным членением и др. непунктуационные способы графического оформления текста). Деактуализация многих пунктограмм означает то, что читатели просто не замечают знаков препинания или их отсутствие в позициях таких пунктограмм, они не выводят из знаков препинания те смыслы, которые предполагают правила, вменяющие их употребление. Иными словами, многие пунктограммы с коммуникативной точки зрения не несут столь много нагрузки; постановка знаков препинания носит , так сказать, традиционно-ритуальный характер. На мой взгляд, санкции здесь неуместны. Орфография тоже имеет такие зоны (типа Н и НН в причастиях) или НЕ слитно раздельно с прилагательными. Карать за это юридически - нелепо. В этом пункте а "О рекламе" я вижу яркое проявление орфографоцентризма ( и шире - нормоцентризм) метаязыкового сознания наших людей и чиновников в частности. Но это отдельная тема.
 
ВорошиловаДата: Среда, 19.12.2012, 15:55 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Статус: Offline
Извините, но если мы не будет соблюдать нормы и если мы не будет прививать людям культуру общения и в нормативном аспекте, через пару десятилетий мы скажем: "Прощай литературный язык".
Другое дело, что не надо впадать в крайности и разрушать единый рекламный текст, где вполне уместна и нормативна замена пунктуации параграфемикой, где уместны нарочитые нарушения как элементы языковой игры...
Но когда у меня у дома висит реклама "услуг тИлевидения" и я не могу ребенку объяснить, зачем так написали, это грубое нарушение, за которое стоит наказывать.
Множественные примеры языковой игры "на грани" (уху ели?), это как раз пример "перестарались"....
 
ngolevdДата: Среда, 19.12.2012, 16:59 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 186
Статус: Offline
Уважаемая Мария Борисовна. К меня нет призыва не соблюдать нормы. Более того, я убежден - много об этом писал - что всякая официальная письменная продукция должна быть максимально нормативной. И уже самим этим фактом осуществляется формирование норм. Я против силовых методов в этих вопросах.
Излагаю свою позицию. Возможно, я буду не совсем академичным, заранее прошу простить.
Я считаю а) что правовое решение вопросов культуры неадекватно, б) что санкции не способны повысить культуру речи и изменить объективные тенденции в языке, можно пороть дитя за ошибки, но культурнее оно не станет, можно запрещать несклоняемость русских топонимов на О, но эту тенденцию не остановить (а ЗАЧЕМ ее останавливать? ); 3) наконец, писать без ошибок - еще не значит быть культурным пользователем языка, истинная речевая культура не в небезошибочности, а в других - куда более важных - вещах. 4) орфография-пункутация вовсе не царица наук, как думают многие после нашей школы, где минимум 60% уроков русского языка уходит на нее. Убого бедный лексикон, неумение построить связную речь и т.п. - куда более серьезные ошибки речи и признаки бескультурия. Или может за них тоже штраф накладывать? Почему-то все считают, что жареный петух с двумя НН это ужас-ужас (штрафовать бездарей!), а двух слов связать не может - это можно, тут не за что наказывать. 5) И почему-то у нас сразу наказывать. Наказание еще ничего не создало в этом мире. Тем более культуру в обществе. Николай Данилович Голев
 
dudareva-yanaДата: Среда, 19.12.2012, 17:15 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
"уху ели" - это еще один случай с бранной лексикой в рекламе. Нарушение закона очевидно.
Разработчики рекламных текстов даже сами предлагают ввести общественный лингвистический контроль, чтобы поднять качество рекламы. Но, конечно же, они против репрессий за тИлевидение и подобное.
 
AnTrДата: Среда, 19.12.2012, 19:55 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Приветствую всех! Недавно участвовала в одном очень занимательном проекте. Потому без пространных вступлений предлагаю обсудить изображения cool Случай пока безобидный, но мне интересно, как вы его расцените. "Настрой настройки" cool
Прикрепления: 9753075.jpg(107Kb)
 
AnTrДата: Среда, 19.12.2012, 20:04 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
А это изображение рекламы трактира "Подкова" в Екатеринбурге, созвучной описанному выше. Когда она шла на большом экране перед оживлённым перекрёстком, буквы недвусмысленно "наплывали" одна на другую. Может, бранная лексика и очевидна, но как это доказать?! Совершить заплыв в море грязи?
Прикрепления: 2050596.jpg(23Kb)
 
AnTrДата: Среда, 19.12.2012, 20:09 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
А это... Название бара в Новосибирске. Бар успешно соседствует с Институтом Международных отношений. А интеллигентные жители города не могут сладить с администрацией заведения. Куда им обращаться?
Прикрепления: 5469513.jpg(57Kb)
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 14:19 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Обращаться в управление федеральной антимонопольной службы. Они работают с обращениями граждан.
Для примера.
Слово ОФИГЕТЬ! в рекламе недвижимости. Дело рассматривалось в Арбитражном суде Свердловской области
По нему проводилось несколько экспертиз.
- заключение этической экспертизы;
- заключение специалистов факультета связей с общ. и рекламы Урал. гос. ун-та
- и еще проводился соц. опрос.
номер дела - А60-41636/2009-С9
 
костромичеваДата: Четверг, 20.12.2012, 14:49 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
В новой редакции закона (ст. 5):
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Офигеть - это к какой из указанных категорий относится? Бранное, непристойное и пр.?

У нас например: "Если в жизни всё ..., заходи в "Полным-полно"". ("Полным-полно"- название бара). Три точки (а в рекламе это именно три точки) - чем являются? Непристойным образом, сравнением, выражением, бранным словом? Мне правда интересно, что посоветуете?
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 15:17 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Мария Васильевна, ... - графический эвфемизм, один из возможных знаков, которые используются для замещения неприличного слова.
Лингвистический эксперимент даст ответ, какой слово вставляется вместо ...
Вспомнился случай с рекламой зоомагазина. Слоган такой:
все $уки, как $уки, а я царица.
Рекламодатель свою позицию обосновывал так:
Данная реклама адресована людям, содержащим домашних животных, и направлена для привлечения покупателей к магазину зоотоваров, при этом не носит бранного и оскорбительного характера. Само по себе бранное слово «суки» в рекламе не используется, так как первая буква заменена на знак - $ (доллар), а потому слово необходимо читать как «долларовая ука», которое не несет бранной или оскорбительной смысловой нагрузки, поскольку уки - это вид жерлянок из рода бесхвостых
земноводных, длиной 6-7 см, распространенных в Европе, Азии (на дальнем Востоке и в Китае)".
 
ВорошиловаДата: Четверг, 20.12.2012, 15:19 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Статус: Offline
согласитесь... красиво.... biggrin

Quote (dudareva-yana)
Само по себе бранное слово «суки» в рекламе не используется, так как первая буква заменена на знак - $ (доллар), а потому слово необходимо читать как «долларовая ука», которое не несет бранной или оскорбительной смысловой нагрузки, поскольку уки - это вид жерлянок из рода бесхвостых
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 15:27 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
рекламный текст был креолизованный. Изображение собачки-царицы с короной на голове напрочь отвергает красивую гипотезу про агнонимичное для российских граждан слово уки.
Прикрепления: 4371755.jpg(98Kb)
 
костромичеваДата: Четверг, 20.12.2012, 15:36 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Quote (dudareva-yana)
... - графический эвфемизм, один из возможных знаков, которые используются для замещения неприличного слова.

Я в курсе))). Даже без эксперимента)))
В вопросе: "Содержатся ли в данном тексте бранные слова, непристойные и оскорбительных образы, сравнения и выражения?" - ответ какой будет?
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 15:42 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
имплицитно содержатся.
 
ВорошиловаДата: Четверг, 20.12.2012, 15:47 | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Статус: Offline
Кстати, в данном примере можно оспорить употребление бранного слова.
Перед нами явный пример языковой игры, на "приличное" значение слова (Самка домашней собаки или других животных сем. псовых.) указывает как изображение, так и целевая группа, также изображение отсылает нас и ко второму значению слова "Похотливая легкомысленная женщина" (при в словаре Кузнецова, нет пометы бранное, есть помета разговорное, снженное).

Думаю, что можно было обойтись и без "уки"

Конечно, это языковая игра "на грани", но кто может установить эту грань???
Лично я улыбнусь, увидев данную рекламу... Думаю, при проведении психологических тестов, мы легко бы доказали, что данная реклама вызывает положительные эмоции, воспринимается как шутка...

Есть более "неприличные" примеры, вспомните пресловутые "сосу за копейки".
 
костромичеваДата: Четверг, 20.12.2012, 15:53 | Сообщение # 18
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Quote (dudareva-yana)
имплицитно содержатся.

Вопрос суда cool : "имплицитно содержатся" и "используются" (как в законе) - это равнозначные понятия?
(извините, что пристаю, но правда хочу понять тактику).

Добавлено (20.12.2012, 15:53)
---------------------------------------------

Quote (Ворошилова)
Лично я улыбнусь, увидев данную рекламу...

Я тоже, кстати.
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 16:04 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
все $уки, как $уки, а я ЦАРИЦА!
По мнению Заявителя факт соответствия рассматриваемой рекламы требованиям действующего законодательства подтверждается заключением
эксперта АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА», в котором на разрешение эксперта были поставлены в отношении рекламы «все суки как суки, а я царица» ниже приведенные вопросы и даны ответы:
1. На вопрос: «Уместно ли использование в данной рекламе профессиональной лексики?», дан ответ:
«Использование данного вида лексики в рекламе, направленной на узкоспециализированную группу людей вполне оправдано. Так как она несет
определенную смысловую нагрузку при передаче информации».
2. На вопрос: «Запрещена ли профессиональная лексика в законе о рекламе?», дан ответ:
«Использование профессиональной лексики в рекламных текстах не запрещено».
3. На вопрос: «Оскорбляет ли данная реклама личность человека?», дан ответ:
«Представленная реклама никак не оскорбляет личность человека и не
противоречит Закону о рекламе РФ».

Добавлено (20.12.2012, 16:02)
---------------------------------------------
Также Заявителем представлены заключения специалистов:
- Фатхутдиновой А.Г, преподавателя русского и башкирского языков и литературы (т.1 л.д. 134), в котором указано, что с точки зрения башкирской
филологии и семантики башкирского языка спорная реклама не содержит бранных слов, оскорбительных образов и двусмысленных ассоциаций;
- Скнарева Д.С., кандидата филологических наук (т.1 л.д. 140), в котором указано, что спорный рекламный баннер представляет собой образец
эпатажной, но нормативной лексики, так как он не вызывает оскорбительных ассоциаций, не содержит бранных слов и непристойных образов в контексте 7
видеоряда. Баннер точно позиционирует рекламируемое предприятие, атрактивно выделяет целевую аудиторию – любителей домашних животных.
Благодаря использованию знака доллара данная реклама привлекает и удерживает внимание, вызывает побудительные эмоции и, следовательно,
обеспечивает потенциальное действие, необходимое рекламодателю;
- Матвеевой Н.С., специалиста по маркетингу и рекламе Справочной службы (т.1 л.д. 141), в котором указано, что слово «$уки» не является
соответствием русского слова «суки», поскольку слово состоит из двух частей: иностранной части «$» и русской части «уки». Знак «$» не является соответствием звука «С», «$» - это общепринятый знак «Доллар»;
- Глотовой Н.Д., учителя русского языка и литературы (т.1 л.д. 142), в котором указано, что в контексте рекламы зоомагазина бранное слово
отсутствует.

Добавлено (20.12.2012, 16:04)
---------------------------------------------
АНО «Центр судебных экспертиз»:
1. Реклама: «все $уки как $уки, а я ЦАРИЦА!», размещенная на транспорте общего пользования рядом с изображением собаки, не является
оскорбляющей личность человека.
2. Реклама: «все $уки как $уки, а я ЦАРИЦА!» содержит бранные слова.
3. Реклама: «все $уки как $уки, а я ЦАРИЦА!», размещенная на транспорте общего пользования рядом с изображением собаки, содержит смысловые ассоциации непристойного характера.В данном заключении эксперта содержится вывод о том, что слово «$уки» имеет ребусное написание, что: «Носитель русского языка
безошибочно распознает в этом ребусе слово «суки». А «тайное» написание только подчеркивает обсценный характер слова. Поэтому читающий
рекламный слоган воспринимает не первое словарное значение слова сука «самка собаки», а второе, бранное, например, - «похотливая легкомысленная
женщина» (Кузнецов С.А. Большой толковый словарь – М., 2001)».

 
костромичеваДата: Четверг, 20.12.2012, 16:11 | Сообщение # 20
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
А что суд-то решил? Заинтриговали!
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 16:36 | Сообщение # 21
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
решил, что эта реклама с бранным словом. Но решал долго. Название компании - Твинс-Урал. Все решения можно найти в картотеке арбитражных дел на http://kad.arbitr.ru

Добавлено (20.12.2012, 16:36)
---------------------------------------------

Quote (костромичева)
Если в жизни всё ..., заходи в "Полным-полно

тоже возможна война экспертиз. Бранное слово эксплицитно не выражено, в тексте оно не используется, а только подразумевается.
По известной рекламе Crazy Кола. Crazy Коля. Замочи эту скуку! было несколько экспертиз с противоположными выводами.
1- перефразировка вульгарной, ненормативной словесной формы "Замочи эту суку;
2 - звуковые (фонетические) ассоциации, т.е. связи, основанные на подобии в звукопроизношении,между словами "скука" и "сука" возникать могут. Такие связи носят случайный, непредсказуемый характер.
Решили так: раз есть граждане, которые прочитывают, ассоциируют спорное слово с бранным, то значит, реклама с нарушением закона. Бранное прочитывание возможно, т.к. на это наталкивает манипуляции со шрифтом, отсутствие лексической связи слов "замочи" и "скука".
 
elenaKДата: Четверг, 20.12.2012, 19:42 | Сообщение # 22
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Статус: Offline
К этой же группе в качестве примера можно отнести нашумевшее дело по поводу рекламной кампании сотового оператора "Мотив" в Кургане (материал выставлен на сайте ассоциации). Использование в рекламных текстах образа песца и фраз "Это действительно песец!", "Песец идёт" вызвало негодавание у определённой части жителей Курганской области. В результате - две экспертизы с противоположными выводами. По одной из них, которую проводила эксперт местного вуза - признание использования неприличных слов; по другой, независимой, которую проводили в Гильдии лингвистов-экспертов - отсуствие бранной, непристойной лексики.
Так что это к вопросу о методах и субъективности проведения экспертиз подобных текстов.
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 20.12.2012, 21:08 | Сообщение # 23
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
По методам.
Нарушением является использование в рекламе бранной лексики и оскорбительных образов. Но бранная лексика явно в рекламе не появляется, а маскируется
- с помощью рифмы
- пропуска запрещенных слов
- графических знаков (реклама свитеров: Он Ох!енный)
и т.д.
Т.е. используется не бранное слово, а сигнал, намек на бранное слово.
Вот оно вариативно-интерпретационное функционирование текста (Л.Г.Ким).
Автор - текст автора - текст (онтол.) - Адресат - текст адресата.
Суд принимает решение о наличии в рекламе бранной лексики на основании текста адресата, т.е. реакций рядовых граждан, на основании восприятия рекламы обыденным сознанием.
При определении сходства товарных знаков в юрид. документах закреплена возможность использовать в кач-ве доказательства мнения рядовых потребителей, которые получены в результате опросов.
По спорным случаям в рекламе антимонопольная служба часто поступает аналогичным образом.
Пример рекламы: ОФИГЕТЬ! От 61 000 м2. Является ли слово Офигеть бранным?
Пометы в словаре не позволяют однозначно решить.
Обращение к профессиональному сознанию разных специалистов (1-по этики; 2-по рекламе) создало судье когнитивной диссонанс.
Мнения рядовых покупателей тоже расходятся ( 52 % - допустимо и 44% - не доп.; 31% - считает рекламу оскорбительной; 68% - оскорбит. не считают).
Вывод суда: есть оскорбление части потребителей => Есть нарушение ч.6. ст.5 ФЗ "О рекламе".
По товарным знакам: достаточно самой опасности их смешения. Есть ли такая опасность или ее нет устанавливается по мнениям потребителей.
 
AnTrДата: Пятница, 21.12.2012, 10:24 | Сообщение # 24
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
У меня вопрос по самому контролирующему органу. Должно ли ему присутствовать при антимонопольном комитете? Или, может, это будет самостоятельная служба, которая будет сотрудничать с рекламными агентствами? Ведь прав Николай Данилович: негоже сразу с наказаний начинать. Возможно, нужно создавать некий рекомендательный совет, в который обращаются со всей печатной рекламой перед её выпуском тиражами. Но даже это как-то можно решить. И опять ссылаюсь на высказанное здесь Николаем Даниловичем: не это самое страшное )))) Есть ведь и Интернет, в котором русский язык низведен до страшного уровня... И реклама в Интернете...
 
dudareva-yanaДата: Пятница, 21.12.2012, 10:44 | Сообщение # 25
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
По контролю рекламы идея такая. При антимонопольной службе создается общ. совет. В него входят специалисты разных профилей, в т.ч. лингвисты. Когда появляется спорный случай, то Обществ. совет его рассматривает. Решения Общ. совета имеют рекомендательный характер.

Добавлено (21.12.2012, 10:44)
---------------------------------------------
А таким страшным Интернетом Роскомнадзор занимается. Когда надо, лингвистов тоже подключает.

 
костромичеваДата: Пятница, 21.12.2012, 10:57 | Сообщение # 26
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
По факту система такая: общественный совет имеет нулевое значение. Никто туда свою продукцию не понесёт, если это добровольно-рекомендательно.
ФАС возбуждается только по одному ему известным порывам. Причём начинаю подозревать, что ФАС используют конкуренты в своих боданиях (надеюсь, что ФАС только невинная пешка в этих играх).

Мне лично сам закон о рекламе не нравится, там слишком много того, что может субъективно трактоваться, следовательно будет та самая "война экспертиз". Чистить его (закон) надо от таких норм и чётче прописывать.

Да, и Роскомнадзор занимается только СМИ в Интернете. Остальное - не в его функциях.
 
dudareva-yanaДата: Пятница, 21.12.2012, 11:47 | Сообщение # 27
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
идея с общ. советом - это идея антимонопольной службы. рекламу до выхода в свет, контролирующий орган не смотрит. На этом этапе могут быть консультации с юритсами, лингвистами, юрислингвистами.
Если выявляется спорный случай, вот тогда ФАС обращается за рекомендацией к Общ. совету, рабочей группе по рекламе.
Если именно ФАС занимается вопросами недобросовестной конкуренции, так и приходится работать с обращениями конкурентов.
Мария Васильевна, а какие именно четкие формулировки, на Ваш взгляд, должны бы появиться в этом законе?
 
костромичеваДата: Пятница, 21.12.2012, 11:59 | Сообщение # 28
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Quote (dudareva-yana)
а какие именно четкие формулировки, на Ваш взгляд, должны бы появиться в этом законе?

Как пример:
Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;

Я выделила только малую часть того, что можно трактовать как угодно - будет 10 экспертиз (разных, не только лингвистических, естественно) и все с разными выводами.

С советом - это ФАС у Вас молодец. Только консультации могут быть, а могут и не быть. Все равно получится, что Общ. совет поможет ФАСу сформулировать претензию, а рекламщик пойдёт в арбитр. суд - и всё заново начнётся.

Добавлено (21.12.2012, 11:59)
---------------------------------------------
Что-то не всё выделилось жирным шрифтом, но, думаю, остальные субъективные части Вы сами видите.

 
нотабенеДата: Пятница, 21.12.2012, 12:01 | Сообщение # 29
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Уважаемая коллеги. Замечательная дискуссия. Конкретная и практически направленная. Но есть в ней и более общие моменты, которые бы неплохо обсудить. В дискуссии много говоится об асоциациях и их роли в семантизации слов и высказываний. При этом выяснется, что суд может принять в качестве довода тезис о том, что если части потребителей рекламной продукции видит непристойный намек, то значит реклама нехорошая, и может быть квалифицирована как нарушающая закон. Разумеется, возникает вопрос о легитимности части. Есть такая "часть", которая идаже в словах осорблять и обледенеть или в имени рыбы бельдюга видит неприличный намек. (я написал на эту тему большую статью в Юрислингвистике-6, добавлю сюда статью В. Белянина Лингвистический шок, обе статьи есть в Интрнете) Верна ли ориентация на такую "часть"? Теперь что, и слово сука, голубой, хрен употребить в рекламе чревато? Вообще всякая борьба этику такими средствами мне ни кажется не правомерной, ни эффепктивной. Голев Николай Данилович (с чужого компьютера)
 
костромичеваДата: Пятница, 21.12.2012, 12:05 | Сообщение # 30
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Quote (нотабене)
Разумеется, возникает вопрос о легитимности части.

Присоединяюсь! Что важнее -намерение рукламодателя или восприятие части? У меня тоже была дама, которачя как развратную трактовала вполне приличную фотографию. А ведь она тоже "часть части".

Добавлено (21.12.2012, 12:05)
---------------------------------------------
Извините за опечатки - убегаю, а оторваться не могу!

 
dudareva-yanaДата: Пятница, 21.12.2012, 12:29 | Сообщение # 31
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
От лингвиста-эксперта и его экспертизы ожидают точных ответов.
Только по пометам в словаре отделять бранное от небранного не получается. Отсюда - эксперимент. Но эксперимент дает разнобой результатов.
Решение суда должно быть однозначным. Как тогда лингвист может помочь юристу, какими методами?

Добавлено (21.12.2012, 12:29)
---------------------------------------------
ФАС нуждается в профессиональной лингв. помощи. Допустим, по случаям с рекламой про Лучших и Самых юристы и сами разберутся. Но понятные случаи редкие. Специалисты ФАС просматривают перспективу дела, уточняют, обращаясь к специалистам, есть ли нарушение закона. Так что рекомендательный совет нужен и в целях невозбуждения дел.
Мария Всильевна, у Вс были экспертизы по вышеперечисленным случаям (дискредитация родителей; формирование комплекса неполноценнности)?

 
AnTrДата: Пятница, 21.12.2012, 16:45 | Сообщение # 32
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Получается, что всё разрешается само собой. Если ФАС нуждается в помощи лингвистов, то в законе «О рекламе» соблюдение норм русского языка должно закрепиться )))) Разве не так?
 
костромичеваДата: Пятница, 21.12.2012, 16:53 | Сообщение # 33
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Quote (dudareva-yana)
Мария Всильевна, у Вс были экспертизы по вышеперечисленным случаям

Вот по этим двум пунктам было:
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.
Текст: «Ни за что не соглашайтесь покупать компьютер новый, никому не позволяйте ноутбук вам выбирать, сразу в «Нэкс» зовите маму, сразу в «Нэкс» тащите папу, и тогда вам точно купят настоящий ноутбук! Потому что в магазине «Нэкс» отличный выбор компьютеров и ноутбуков. «Нэкс» пер. Новосильский 4, 54-16-54. «Нэкс» – отличный компьютерный магазин от остальных».

Здесь сжато об этом: http://siberia-expert.com/publ....1-0-199
 
ngolevdДата: Пятница, 21.12.2012, 17:35 | Сообщение # 34
Группа: Администраторы
Сообщений: 186
Статус: Offline
соблюдение норм русского языка должно закрепиться
Уважаемый AnTr. И все, сторонники приведенного тезиса. Еще раз хочу спросить, что разумеется в этом тезисе под нормами? Если говоря о нормах, Вы (и вы) имеете в виду такое НОРМАЛЬНОЕ выражение мысли, то есть такое выражение, которое вызывает понимание, восхищение, информирование и т.п. (в зависимости от того, какое намерение у Вас-вас было) адресата, то такое закрепление норм русского языка - я согласен -должно закрепиться и в ФАС (так же, как и и в школе, и в СМИ, на улице).. А если вы сводите к нормам только орфографическую и пунктуационную грамотность (что обычно имеют в виду все законодатели, чиновники, политики, любящие громко ратовать за чистоту, правильность, почвенность и пр. великого могучего русского языка ), то эта овчинка законодательной выделки не стоит.
Позвольте сделать опрос
Как ВЫ относитесь к тезису Саратовской функциональной школы - "Правильность есть не единственный и далеко главный критерий хорошей речи"? Если Вы - как и я - за этот тезис, так, может быть, мы будем ратовать за хорошую речь, Тогда мы может быть согласимся, это не требует законодательного закрепления, а требует адекватного обучения в школе, на телевидении (примером) и т..д Давайте назовем нормой - хорошую речь, и все станет на свои места. Тогда критерием станет не правильное количество Н в свиной, а уместность и успешность речи (в том числе, между прочим, и неправильной с точки зрения орфографии и орфоэпии. Я видел рекламу "Требуются ГруЩики", где щ выделено, явно нарочито - думаю это успешная реклама и не подлежит осуждению ни народному ни ФАС).
 
dudareva-yanaДата: Пятница, 21.12.2012, 18:01 | Сообщение # 35
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Мария Васильевна, смогла ли Ваша внимательная и точная лингвистическая экспертиза с выводом об отсутствии в этой рекламе побуждения несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; отрицанием создания у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.
переубедить ФАС?
Quote (костромичева)
«Нэкс» – отличный компьютерный магазин от остальных»

не было ли вопроса по некорректному сравнению?
 
костромичеваДата: Пятница, 21.12.2012, 18:11 | Сообщение # 36
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Закон о гос. языке:
Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации
1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:
...
10) в рекламе.

При этом там же:
Ст. 1
6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Это я к тому, что прописывать отдельно в Законе о рекламе про нормы нет необходимости - уже прописано.

НО! Я против такой категоричности. Мало того, что по этому же закону:
"Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации".

Думаю, что для рекламы должно действовать то же правило, что и для СМИ:

Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

1.Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:

...

9) в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, является неотъемлемой частью художественного замысла.

А вот где границы приличия при воплощении замысла - вот в чём вопрос!
 
AnTrДата: Пятница, 21.12.2012, 18:12 | Сообщение # 37
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
О том и речь! Если реклама "работает" и никого не оскорбляет, зачем искать, к чему можно в ней придраться? Я говорю о том, что такой орган, возможно, нужен для консультирования агентств в случаях, где они сомневаются, до запуска рекламной кампании. Искать ошибки почти бессмысленно. Норма -- понятие социологическое, когда большинство )))) Слишком много культурных явлений современной жизни отражено в языке. И тоже -- нормальных культурных явлений. Мне неясно, что явится критерием для определения "нормальности" в рекламных сообщениях. Ошибки (пунктуационные, орфографические) -- это одно. Передёргивания -- другое. Бранные слова, непристойные и оскорбительных образы -- третье. Чем-то из этого уже занимается ФАС. Сколько случаев придётся рассматривать специальной комиссии?
 
ngolevdДата: Пятница, 21.12.2012, 18:19 | Сообщение # 38
Группа: Администраторы
Сообщений: 186
Статус: Offline
http://elibrary.ru/download/14239022.pdf
Статья в тему.
 
костромичеваДата: Пятница, 21.12.2012, 18:20 | Сообщение # 39
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Статус: Offline
Яна Александровна! ФАС убедился. Вопроса про сравнение не было изначально, и ко мне больше вопросов не было.
Если бы был, то ответ тот же: в законе речь идёт о некорректных сравнениях рекламируемого ТОВАРА с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. А в рекламе магазина объект рекламирования не ТОВАР, а ПРОДАВЕЦ товарОВ.
 
dudareva-yanaДата: Пятница, 21.12.2012, 18:56 | Сообщение # 40
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
прекрасный пример совпадения позиций лингвистов и юристов!

Добавлено (21.12.2012, 18:56)
---------------------------------------------
Я себе не очень представляю, как может осуществляться лингвистический контроль до выхода рекламы. Разработчики рекламных текстов сами себе и копирайтеры и редакторы-корректоры. Появление третьего лица, которому надо предоставить рекламу на утверждение перед ее распространением, чтобы получить заветное
-ДОПУЩЕНО- или -ОДОБРЕНО-, на практике может оказаться введением цензуры, святой инквизиции.
Рекламных текстов множество. а срок рекламной компании обычно не очень большой. Если каждый будет проходить проверку, то возникнут очереди. А потом оспаривание этой проверки, упреки в избирательности и предвзятости контроля.
Обучение и повышение квалификации специалистов - это возможно. Контроль - все-таки после распространения рекламы. До - консультации.

 
dudareva-yanaДата: Пятница, 21.12.2012, 19:02 | Сообщение # 41
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Еще один из случаев спорной рекламы.
Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно. Теперь удобно. Раздел недвижимость. новый irr.ru
изображение прилагается.
Оскорбительная реклама или языковая игра?
Прикрепления: 7357603.jpg(53Kb)
 
AnTrДата: Пятница, 21.12.2012, 19:36 | Сообщение # 42
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Но это уже этический момент ))) Общая культура. Разве нет? Всё, что было неудобным, превратилось в норму biggrin
 
ngolevdДата: Пятница, 21.12.2012, 21:23 | Сообщение # 43
Группа: Администраторы
Сообщений: 186
Статус: Offline
Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно. Теперь удобно. Раздел недвижимость. новый irr.ru
изображение прилагается.
Оскорбительная реклама или языковая игра?

В вопросе нет опопозиции. Одно другого не исключает. Разумеется, это языковая игра, но игра с заступом в ненормативность (в этическом смысле, поэтому доказывать ее наличие должны специалисты по этике или социальной психолдогии).
 
AnTrДата: Суббота, 22.12.2012, 10:05 | Сообщение # 44
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
dudareva-yana, Я себе не очень представляю, как может осуществляться лингвистический контроль до выхода рекламы.
Верно, трудно представить ))) В таком случае, если всё же комитету быть, то как будет осуществляться контроль? )))) Кто-то где-то случайно увидел и сообщил в комитет? Сделаем ставку на сознательность граждан? Или сотрудники (которых, пожалуй и будет-то пара человек) будут разъезжать по городу в свободное от основной работы время )))) Или это будут "полноценные" сотрудники?
Кстати о сознательности. В моём городе проходит рекламная кампания элитного клуба интимных услуг -- само по себе явление замечательное. Понятно, что с постоянным "заступом в ненормативность в этическом смысле". Но народ забавляется и посмеивается в кулачок. Вряд ли кому-то в голову приходит, что "здесь что-то не так". Никто не обращается в ФАС.
А чтобы засомневаться, грамотен ли язык в рекламе, нужно быть профессионалом ))) Не много таких ходит по городу, чтобы ещё и заинтересоваться, и сообщить "куда следует" )))))

Добавлено (22.12.2012, 10:05)
---------------------------------------------
Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно. Теперь удобно. Раздел недвижимость. новый irr.ru
На одном из сайтов креативщиков эта реклама была названа одной из удачных находок месяца. По-моему, даже с соответствующим рейтингом )))))

 
dudareva-yanaДата: Суббота, 22.12.2012, 12:22 | Сообщение # 45
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Приходилось видеть соц. проект студентов, имеющих спец. познания в области рекламы, которые предлагали устраивать рейды для выявления рекламы с признаками нарушения закона.
Например, случай с рекламой продуктового магазина "Чибис", который использовал слоган ВСЕГДА ДЕШЕВЛЕ. Юридически подкованная студентка приобрела одни и те же товары в разных магазинах и обратилась в антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации.
Как пояснила начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Кемеровской области Елена Каминская, это первое дело подобного рода, инициированное гражданским лицом. «Хотелось бы, чтобы граждане были неравнодушными и обращались в УФАС по аналогичным вопросам, - отметила Елена Каминская.
 
SiriusДата: Суббота, 22.12.2012, 14:19 | Сообщение # 46
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
В вышеописанных случаях, если мне не изменяет моя внимательность, речь идет в основном о печатной рекламе. А как быть с аудиорекламой? Вот ролик, услышанный мной где-то на просторах интернета... Реклама слухового аппарата: вроде текст как текст, ничего криминально-обсценного: "Ох, у ямы холм с кулями - взойду на холм, куль поставлю...". а теперь прочитайте вслух себе... Рекламный ролик строится на том, что с помощью данного слухового аппарата использующий его услышит все четко и ясно...

Как хорошо бы было, если люди были бы добрыми, искренними, справедливыми и желательно при деньгах...
 
dudareva-yanaДата: Суббота, 22.12.2012, 14:36 | Сообщение # 47
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Цитата (Sirius)
А как быть с аудиорекламой?

так же, как и с печатной. В Интернете этот текст включен в рубрики "скороговорки для взрослых" и к нему в качестве задания предлагается: повтори 10 раз и попробуй не матюкнуться.
На этой странице форума уже электронный сборник формируется "Бранная лексика и оскорбительные образы в рекламе"
 
NinaOДата: Суббота, 22.12.2012, 15:02 | Сообщение # 48
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
Sirius - это тоже я, не под тем логином зашла smile Если про образы (невербальные, но провокационные), то у меня есть целая подборка... И смысл в этих рекламных фотографиях обычно ниже пояса - эксплуатируется интерес к интимной стороне жизни (пример № 2) или вложены, например, неэтичные смыслы (можно отыскать призывы к насилию - пример №1) . Оскорбителен он или нет? Может быть, это просто игра? Или я нашла проблему там, где её нет
Пример № 1. Дословный перевод: "По морде получай, а укладку не растрепи".
Прикрепления: 3851013.jpg(80Kb)
 
NinaOДата: Суббота, 22.12.2012, 15:03 | Сообщение # 49
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
В продолжение примера № 1
Прикрепления: 5318986.jpg(80Kb)
 
NinaOДата: Суббота, 22.12.2012, 15:04 | Сообщение # 50
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
Пример № 2. Крем для пяток (1 картинка), Реклама фруктов (2,3).
Прикрепления: 6928728.jpg(29Kb) · 2568850.jpg(22Kb) · 4727264.jpg(16Kb)
 
Форум » Конференция 2012 » Круглый стол » Лингвистический контроль рекламы
Страница 1 из 212»
Поиск: