Приветствую Вас Гость | RSS

Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика

Суббота, 19.08.2017, 17:57
[] [Форум: главная ·] [ На главную страницу конференции ] [Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум » Конференция 2012 » Круглый стол » Лингвистический контроль рекламы
Лингвистический контроль рекламы
AnTrДата: Суббота, 22.12.2012, 15:11 | Сообщение # 51
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Ребята, но ведь последние примеры не про русский язык )))). И даже не про Россию )))). Может, нам всё-таки ограничиться территорией и темой?! Если подобная реклама появится у нас, то ФАС заинтересуется мгновенно )))
 
dudareva-yanaДата: Суббота, 22.12.2012, 15:12 | Сообщение # 52
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Цитата (NinaO)
Оскорбителен он или нет? Может быть, это просто игра? Или я нашла проблему там, где её нет

проблема есть: где грань между оскорбительными словами, образами и языковой игрой, искусством
 
AnTrДата: Суббота, 22.12.2012, 15:27 | Сообщение # 53
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
В таком случае, придётся расширять полномочия ФАС, без введения дополнительных комитетов. Мы топчемся вокруг да около одной и той же проблемы, которая обрастает всё более яркими примерами ))) Язык ли, культура ли... Как профессиональный рекламщик, могу сказать, что в нашем мире многое готовы отдать за "красное словцо", за двусмысленность, за то, что "цепляет". И чаще всего "цепляет" именно то, что "ниже пояса" (мы сейчас не про грудь?! ))) ) Как ни странно, человеческая психология мало изменилась с тех пор, как мощные надбровные дуги неандертальца сошли на нет ))) Нас "цепляли" и будут "цеплять" рекламные сообщения "ниже пояса" ))))
 
AnTrДата: Суббота, 22.12.2012, 15:41 | Сообщение # 54
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Как пример: не так давно Альфа-банк объявил конкурс на новый слоган. За него было обещано 15 000 $. В техническом задании прямо говорилось, что слоган должен быть провокационным и должен именно "цеплять". Предлагалось проследить динамику развития рекламной кампании банка и уловить то, о чём говорится в задании.
Примеры подобных провокаций в приложенных файлах.

Добавлено (22.12.2012, 15:41)
---------------------------------------------
никто не победил в конкурсе )))) не смогли найти достойную провокацию )))))

Прикрепления: 7031594.jpg(120Kb) · 7162694.jpg(213Kb)
 
dudareva-yanaДата: Суббота, 22.12.2012, 15:54 | Сообщение # 55
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Компетенция юриста не может безгранично расширяться.
В ФАС работают юристы, а не специалисты по этике, эстетике и лингвистике. Бывает, юристы смотрят на рекламу и сами не знают, как реагировать. То ли недопустимый неприличный образ, то ли красивая вещь, современное рекламное искусство. Обращение к разным специалистам может дать противоположные выводы. Стали использовать заключения специалистов, основанные на результатах соц. опросов рядовых покупателей, рядовых граждан.
Провокационная реклама работает дважды:
- пока висит, привлекает внимание граждан;
- пока идет судебное разбирательство. еще и новость многократно тиражируется

Добавлено (22.12.2012, 15:50)
---------------------------------------------
Спасибо за примеры!

Добавлено (22.12.2012, 15:54)
---------------------------------------------
Еще одна из проблем в рекламе - это использование похожих товарных знаков.
Даю ссылку на видеосюжет из "Вестей" про СБЕРБАНК и СБЕРБАР - http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=290598

 
AnTrДата: Суббота, 22.12.2012, 16:04 | Сообщение # 56
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Но, если я верно понимаю, и теперь юристы работают, привлекая нужных специалистов, когда возникает потребность. Создавая комитет, группу для лингвистического контроля, они вынуждены будут признать, что в равной степени им потребуются
Цитата (dudareva-yana)
специалисты по этике, эстетике
, возможно, культурологии и пр.
Либо безгранично расширяй компетенцию, либо -- штат )))

Добавлено (22.12.2012, 16:04)
---------------------------------------------

Цитата (dudareva-yana)
Еще одна из проблем в рекламе - это использование похожих товарных знаков.

А вот это, действительно, очень серьёзная проблема! И здесь надежда только на вас, лингвистов!!!
"Алинка"-"Алёнка", "Метелица"-"Метелица-сказочница", "Мишкин лес"... Примеров масса, и такое впечатление, что никто и не пытается бороться )))
 
dudareva-yanaДата: Суббота, 22.12.2012, 16:16 | Сообщение # 57
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
в форме сотрудничества со специалистами, обладающими специальными познаниями в той или иной области.

Добавлено (22.12.2012, 16:16)
---------------------------------------------
У меня доклад на этой конференции про товарные знаки.
Интересно посмотреть,как можно интерпретировать результаты экспериментов по "Аленке" - "Алине" и подобным случаям, то -
http://konference.siberia-expert.com/forum/18-139-1

 
AnTrДата: Суббота, 22.12.2012, 19:01 | Сообщение # 58
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
А вот ещё вопрос: как признать законной лингвистическую экспертизу? Эксперименты основаны на ассоциативном методе. Всё ведь можно оспорить. Например, взять 14-летних любителей шоколада, у которых нет вкуса детства с "Алёнкой" ))))
 
dudareva-yanaДата: Суббота, 22.12.2012, 19:30 | Сообщение # 59
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Ответ на странице доклада по ТЗ
 
NinaOДата: Понедельник, 24.12.2012, 15:05 | Сообщение # 60
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
Оспорить, уважаемые коллеги, можно все, что угодно. Особенно в лингвистике, где велика доля субъективности. Яна Александровна верно уловила ту проблему, которую я поставила - проблема границ между оскорбительным словом (образом) и неоскорбительным. Хотелось бы знать эти четкие границы, если они есть, и хотя бы представлять, где их искать, если их нет. Я не специалист в этичности рекламы. Но хотелось бы ответить AnTR -
"В таком случае, придётся расширять полномочия ФАС, без введения дополнительных комитетов. Мы топчемся вокруг да около одной и той же проблемы, которая обрастает всё более яркими примерами ))) Язык ли, культура ли... Как профессиональный рекламщик, могу сказать, что в нашем мире многое готовы отдать за "красное словцо", за двусмысленность, за то, что "цепляет". И чаще всего "цепляет" именно то, что "ниже пояса" (мы сейчас не про грудь?! ))) ) Как ни странно, человеческая психология мало изменилась с тех пор, как мощные надбровные дуги неандертальца сошли на нет ))) Нас "цепляли" и будут "цеплять" рекламные сообщения "ниже пояса" ))))" Будут, конечно, но можно сделать, например, как в рекламе нижнего белья, распространяемой в мусульманских странах (в приложенном файле) - без нарушения исламских законов (оголенные участки тела специально небрежно заретушированы). Рекламное агентство Ogilvy Jeddah продемонстрировало рекламную кампанию женского нижнего белья «Change Lingerie». Так как в Саудовской Аравии не разрешается показывать обнажённое тело в рекламе, агентство использовало слоган «Всё, кроме нижнего белья».

Дело в том, что с 1 сентября 2012 года начали действовать поправки к закону "О СМИ" в части защиты несовершеннолетних от нежелательной информации (подробнее можно прочитать в соответствующем нормативно-правовом акте). Естественно, этот закон затронул и рекламу. ФАС уже расширил свои полномочия в соответствии с этим законом, при этом правоприменительной практики не наработал, конкретных критериев рекламной информации, запрещенной для несовершеннолетних тоже, насколько мне известно, не определил, поэтому, например, в Роскомнадзоре сейчас работает группа из лингвистов, специалистов по этике и еще кого-нибудь по оценке (не) исполнения этого закона. Я была на заседании Кузбасского медиаклуба, где обсуждалась данная проблема (подробнее можно прочитать здесь http://mediaclub42.ru/?p=1369). Лично я от этой встречи получила многое, но остались и вопросы в отношении рекламы. Могу сказать, что специалисты Роскомнадзора осознают, что это еще одно направлениев лингвистической экспертизе рекламных текстов.
Прикрепления: 9990938.jpg(44Kb) · 8064645.jpg(53Kb)
 
dudareva-yanaДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:30 | Сообщение # 61
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Действительно, что является оскорблением, что им не является - четко нигде не определено. Толкование оскорбления через неприличную форму не проясняет дела.
Комментарий к ст. 130 УК РФ ( когда оскорбление было ст. 130 УК РФ) разъясняет, что под неприличной формой понимается откровенно циничная, глубоко противоречащая принятым в человеческом обществе нормам нравственности и морали, элементарным правилам поведения между людьми, унизительное обращение с человеком, в частности нецензурные выражения, общая оценка личности типа «свинья», «черный» и т.п., непристойные телодвижения, жесты, обнажение интимных частей тела или прикосновение к ним, плевок в лицо, пощечина и т.д.

Точно оскорбительны бранные слова. Что еще? список неопределен, критерии размыты. Специалисты ГЛЭДИС выделил 8 групп оскорбительной лексики. Эта классификация получила популярность в лингво-экспертных заключениях. Но практика дает такие случаи, которые не отнести к выделенным рубрикам. А сфера рекламного функционирования текста (часто креолизованного текста) накладывает свою специфику (креатифф).

Например, г. Ставрополь, 2010 г.
Во дворах на асфальте нарисован белой краской силуэт выпавшей из окна женщины с ведром и тряпкой. Силуэт такой, как обводят мелком трупы. И надпись: МАМА МЫЛА РАМУ. (Рис. прилагается). Никаких указаний о том, что это реклама какой-то фирмы нет.
Жители гадали: может, социальная акция, напоминающая женщинам об аккуратном поведении при мытье окон (реклама появилась весной, когда все как раз открывали окна). Некоторые дети плакали, когда видели этот силуэт.

В рекламе нецензурного ничего нет, но она попадает в общую формулировку: противоречит принятым в человеческом обществе нормам нравственности и морали.

Вскоре появились рекламные щиты этой фирмы со слоганом НАШИ ОКНА МЫТЬ НЕ НАДО! Берегите ваших мам.
Итог:
- наказание за использование оскорбительного образа;
- рекламный слоган признан недостоверным, т.к., как оказалось, стекла нужно мыть в засушливую погоду и смывать грязь с нижней части рамы.
- установлено, что в рекламе формируется негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром
- отсутствует часть существенной информации

Добавлено (24.12.2012, 18:30)
---------------------------------------------

Цитата (NinaO)
Дело в том, что с 1 сентября 2012 года начали действовать поправки к закону "О СМИ" в части защиты несовершеннолетних от нежелательной информации (подробнее можно прочитать в соответствующем нормативно-правовом акте). Естественно, этот закон затронул и рекламу.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и воспринимается, в том числе и несовершеннолетними. Взрослое население хотело бы уберечь детей от нежелательной рекламы, в связи с чем в ФАС действительно поступают обращения от активисток родит. комитетов, бабушек, родителей, которые просят рассмотреть рекламу, кажущуюся им неприличной, если в ней использован мужской/женский образ с обнаженными частями тела.
Но наличие мужского или женского образа с обнаженными частями тела не может служить единственным критерием для признания рекламы неприличной и оскорбительной. Иначе большую часть рекламы колготок, парфюмерии и др. придется признать оскорбительной. А ведь это будет ошибочно.
Прикрепления: 3522919.jpg(20Kb)
 
НадеждаДата: Понедельник, 24.12.2012, 21:51 | Сообщение # 62
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
Мне кажется, что любые попытки контроля рекламы "сверху" обречены на провал, 1) потому что это непременно повлечет за собой чрезмерное усердие со стороны тех, кто станет следить за исполнением подобного закона. 2) потому что пункт 1, как мне кажется, скорее породит протест со стороны создателе рекламы.

Я думаю, что состояние современной рекламы (в общем-то я здесь имею в виду обилие сексуальных образов, использование обнаженки, различные игры с пошлостями и нецензурщиной) - это результат изменений в нашей культуре. То, что одни находят оригинальным и забавным, другие могут воспринимать с отвращением и возмущением (не так давно сама испытала довольно гадкие ощущения, увидев название тематической вечеринки стрип-бара - "Парад пилоток", приходившуюся на День победы)... пусть мнение мое будет нелингвистичным и неэкспертным, но я убеждена, что все это - проблемы культуры, как внутренней, так и общественной. И каких-то подвижек в данной сфере нужно добиваться не только и не столько законодательным путем, сколько решением проблем воспитания и поддержания нравственности.

Прошу прощения за некоторую пафосность.
 
dudareva-yanaДата: Вторник, 25.12.2012, 12:57 | Сообщение # 63
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Цитата (Надежда)
Мне кажется, что любые попытки контроля рекламы "сверху" обречены на провал, 1) потому что это непременно повлечет за собой чрезмерное усердие со стороны тех, кто станет следить за исполнением подобного закона. 2) потому что пункт 1, как мне кажется, скорее породит протест со стороны создателе рекламы.

почему контроль сразу связывается Вами с чрезмерным усердием контролирующих инстанций. ФАС со своей стороны разъясняет ФЗ "О рекламе" представителям рекламных агентств, на встречах с представителями рекламных организаций рассматривает новые моменты в законе, отвечает на проблемные вопросы по рекламе. А не только штрафует. По основным нарушениям ФЗ "О рекламе" составляются разъяснения. В открытом доступе размещаются интервью специалистов антимонопольной службы. Решения их выставляются на сайтах, и они тоже в открытом доступе. У ФАС появился свой электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика", который тоже выставлен на их сайте. Так что профилактику нарушений по незнанию ФЗ "О рекламе" ФАС ведет. И со стороны рекламных организаций эти действия вызывают свой интерес.
 
AnTrДата: Вторник, 25.12.2012, 17:25 | Сообщение # 64
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Мне думается ретушировать обнажённые участки тела в рекламе -- это не выход ))) Исламский мир живёт совсем по другим законам. Например, недавно IKEA убрала фотографии женщин из каталога для Саудовской Аравии. http://ru.tsn.ua/svit....in.html Причём, в самой Швеции это вызвало бурю негодования. «Нельзя убирать женщин из реальной жизни. Если Саудовская Аравия не дает женщинам быть увиденными и услышанными, не позволяет им работать, то государство само лишает себя половины интеллектуального капитала», - отметила в официальном заявлении министр торговли Ева Бьерлинг (Ewa Björling). «Настоящее Средневековье!» - возмутилась в Twitter министр по делам Евросоюза Биргитта Охлссон (Birgitta Ohlsson).
Где в этом споре оказалась бы Россия? ))))
Форма сотрудничества ФАС и рекламщиков, работа в режиме профилактики -- настоящая мечта. Хотелось бы, чтобы так и было, и было только так )))
 
dudareva-yanaДата: Вторник, 25.12.2012, 17:32 | Сообщение # 65
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Цитата (AnTr)
Форма сотрудничества ФАС и рекламщиков, работа в режиме профилактики -- настоящая мечта

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ.
 
AnTrДата: Среда, 26.12.2012, 13:28 | Сообщение # 66
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
А вот, что делают в мире: http://www.adme.ru/kreativ....-278305
Мне думается, Россию ещё хранит Бог )))
 
НадеждаДата: Среда, 26.12.2012, 20:48 | Сообщение # 67
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
Цитата (dudareva-yana)
почему контроль сразу связывается Вами с чрезмерным усердием контролирующих инстанций

Потому что существует человеческий фактор.
 
dudareva-yanaДата: Четверг, 27.12.2012, 05:34 | Сообщение # 68
Группа: Администраторы
Сообщений: 42
Статус: Offline
Цитата (Надежда)
Потому что существует человеческий фактор.

Так вот именно человеческий фактор заставляет контролирующие инстанции сомневаться, спорить, обсуждать, обращаться к специалистам в своей области.
Решения о штрафах за рекламу принимаются на комиссии, а не единолично.
К тому же, решение ФАС можно оспорить, обратившись в суд.
Проявлять чрезмерное усердие, а потом получать из суда решения об отмене административных наказаний, не есть разумная и эффективная работа.

Добавлено (27.12.2012, 05:34)
---------------------------------------------
В основе разных точек разных субъектов зрения лежат объективные противоречия.
В случаях по товарным знакам, которыми тоже занимается антимонопольная служба, очень часто объективным противоречием оказываются языковые явления омонимии и агнонимии. Один из омонимов актуализируется первым, а другой - вторым, один из них употребляется чаще, второй - реже; один - знаком носителям языка, а другой - является агнонимом. Отсюда и судебные разбирательства.

Приведу примеры спорных случаев.
Пример №1. Название магазина "Олимпик футбол".
С одной стороны, олимпик ~ олимпиада, а олимпийская символика, к которой относятся наименования, производные от слова "Олимп", охраняется законом от 01.12.2007 №310-ФЗ .
Под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi - 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания.
С другой стороны, владелец магазина объясняет, что его магазин появился за много лет до сочинской олимпиады, до выхода закона и вообще получил такое название по ассоциации не с олимпиадой, а с франц. футбольным клубом "Олимпик Марсель".
В этой ситуации было проведено лингв. исследование.
Привожу некоторые фрагменты лингв. исследования, указанные в решении Арбитражного суда Ростовской области по делу А53-6008/11 от 08.07.11:
«Если ударение в слове «Олимпик» ставится на второй слог, можно говорить о явлении омофонии, то есть о совпадении звучания двух слов - «Олимпик» и «OLIMPIC», - имеющих разное значение. <…> Если ударение в слове «Олимпик» ставится на последний слог, то слова «Олимпик» и «OLIMPIC» нельзя признать тождественными. Словосочетание «Олимпик футбол» соотносится с транслитерированным именем собственным «Olimpique» и имеет наиболее близкие семантические связи с названиями ряда футбольных клубов – российских и зарубежных».
Решение об административном штрафе было отменено.

Пример №2.
Семья Чебурашкиных собирается выпускать молочную продукцию и подала в Роспатент заявки на регистрацию продукции, в которой используется их фамилия.

Чебурашкин ~ Чебурашка.

Позиции сторон.
1. По словам патентной поверенной Елены Демс-Симонс, оформлявшей заявку «Техстройинвеста», созвучие товарных знаков с персонажем книг Эдуарда Успенского не может являться предметом спора.
— Слово «чебурашка» общеупотребительное, оно есть даже в словаре Даля, — говорит эксперт. Согласно Словарю живого великорусского языка Владимира Даля, «чебурашка» — это «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги».
2. Специалисты по авторскому праву считают, что слово «чебурашка» в сознании людей ассоциируется именно с персонажем книг Успенского.
— На мой взгляд, Чебурашкин просто захотел воспользоваться созвучием своей фамилии с персонажем книги Успенского. Но шансов получить разрешение от Роспатента у него нет, — считает Ирина Тулубьева, управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры».
по материалам "Известий" - http://izvestia.ru/news/541009

 
Форум » Конференция 2012 » Круглый стол » Лингвистический контроль рекламы
Страница 2 из 2«12
Поиск: