Приветствую Вас Гость | RSS

Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика

Четверг, 20.07.2017, 17:44
[] [Форум: главная ·] [ На главную страницу конференции ] [Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Конференция 2010 » Экспертные исследования спорных речевых произведений: методология и методика » Шибаев М. В. К вопросу о толковании слова "джихад" в рамках
Шибаев М. В. К вопросу о толковании слова "джихад" в рамках
000Дата: Среда, 08.12.2010, 12:07 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





 
brinevkДата: Четверг, 16.12.2010, 21:09 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 195
Статус: Offline
Уважаемый Михаил Валерьевич! Спасибо за доклад, но позволю себе не согласиться с выведенной Вами презумпцией. На мой взгляд, презумпция должна быть иной: если невозможно установить, то факт, что это невозможно со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Спасибо!
 
ShibaevДата: Пятница, 17.12.2010, 13:53 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Уважаемый Константин Иванович! Невозможность четкого определения влияния контекста употребления слова на его понимание и даже невозможность установления коммуникативного замысла говорящего не обусловливают, на мой взгляд, невозможность установления того коммуникативного замысла, который воспринимает слушающий, реконструируя текст в своем сознании. Современный русскоязычный человек видит в слове "джихад" агрессию по отношению к себе и в ситуации, когда контекст подтверждает такое понимание, и в ситуации, когда контекст такого понимания не отрицает. Компонент «насильственности» в семантической структуре этого слова пропадает для слушающего только в том случае, если адресант текста уточнит, что под «джихадом» он не подразумевает «войну с неверными». Высказанная идея презумпции является, как мне кажется, следствием такого бытования слова.
 
brinevkДата: Пятница, 17.12.2010, 22:27 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 195
Статус: Offline
Михаил Валерьевич, спасибо за ответ. Я все-таки считаю, что при данном подоходе мы подменяем установление факта иллокутивного (интенционального) порядка возможностью определенным образом декодировать речевые произведения носителям языка. Из того, что кто-то "вычитал" разжигание не следует, что кто-то намеревался разжечь. Вы вводите определенное решение (не описываете факты, а именно вводите решение): если не установлено, что некто употреблял в нейтральном смысле слово, то будем считать его смысл ненейтральным. Я, например, сторонник другого решения: если не установлено или невозможно установить в каком значении употреблял некто какое-то слово, то надо так и писать, например, в экспертном заключении, потому что разделяю еще одно решение: не доказано - не виноват.
Но вопрос не в этом- решения можно принимать какие угодно. Вы, например, выбираете такое решение, а я такое. Вопрос в том, что принятие решения - не цель лингвистического анализа спорного речевого произведения (хотя справедливости ради надо сказать, что и цели выбираются). В этой связи я выбираю, что в описательном лингвистическом исследовании необходимо избегать решений (в частности введения любых презумпций), но лишь описывать факты.
 
TgubaevaДата: Пятница, 17.12.2010, 23:37 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 160
Статус: Offline
Тамара Владимировна Губаева, Казань, филиал Российской академии правосудия (специально для данного обсуждения с подробностями - житель мусульманской республики и жена мусульманина smile )
Господа, уверяю вас, что если в Казани на улице кто-то, будь он православный, мусульманин, католик или иудей - услышит слово "джихад", первая и самая стойкая ассоциация у него - в том числе, подчеркиваю, и у мусульманина - будет именно с агрессией, с войной и насилием. Мне кажется, в СМИ такой прочный негатив создали вокруг этого слова, еще со времен Буденновска, когда Черномырдин беседовал с Басаевым, что будет так же, как со свастикой - ни один прохожий, спроси его на улице, не скажет, что это коловрат, важнейший символ ариев и т.д. и т.п., чем обычно аргументирует защита свои позиции на процессах по экстремизму. Как элемент фонового знания и у мусульман, и у немусульман "джихад" - исключительно агрессия. Разве что высший муфтият воспримет "джихад" во всех богословских тонкостях семантики.


Сообщение отредактировал Tgubaeva - Пятница, 17.12.2010, 23:39
 
ShibaevДата: Суббота, 18.12.2010, 18:18 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Возвращаясь непосредственно к толкованию лексемы «джихад» - хотелось бы узнать мнение коллег: согласны ли Вы с утверждением, что для проведения экспертизы текстов, в которых присутствуют подобные религиозные термины, необходимо привлечение специалиста-религиоведа?
 
ngolevdДата: Суббота, 18.12.2010, 19:09 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 186
Статус: Offline
Михаил Валерьевич, добрый день. Думаю, что привлечение специалиста из другой области имеет смысл говорить только в том случае, если поставленный вопрос это предполагает. Например, если вопрос поставлен так: какое значение по нормам русского (татарского, немецкого и т.д.) языка имеет слово "джихад"?", то здесь никакого смешения "специальностей" не предполагается. Вопрос "какое значение актуализирует слово "джихад"?" в сознании носителей того или иного языка" предполагает серьезное исследование, но все-таки лингвистическое (в современной лингвистике такие исследования типичные), а вот вопрос" какое значение имеет данное слово в том или ином религиозном или богословском тексте"?", по-видимому, предполагает совмещение усилий лингвиста и религиоведа. Также нетрудно представить себе вопросы, предполагающие совместную лингво-психологическую,лингво-искусствоведческую и т.п. экспертизу .Н.Д. Голев

Сообщение отредактировал ngolevd - Суббота, 18.12.2010, 22:03
 
НадеждаДата: Воскресенье, 26.12.2010, 16:56 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
Уважаемый Михаил Валерьевич, спасибо за один из самых интересных докладов этой конференции! В последние годы в связи с расширением экстремизма в России и ростом межнациональной напряженности лингвистическая экспертиза текстов на предмет экстремистского содержания стала чрезвычайно актуальной. Для меня как эксперта она особенно интересна, поскольку часто ребует привлечения знаний не только лингвистических, но и культурологических, религиоведческих и т.д. Ваш доклад сразу привлек мое внимание, потому что не так давно при просмотре фильма А. Балабанова я услышала песню, в которой были такие слова "О Аллах, лишь джихад - и жизнь ясна". Это оказалась песня Тимура Муцураева "Иерусалим" на стихи Аслана Яричева, которая входит в Федеральный список экстремистских материалов. При этом стихи, аудиозаписи и видеоклипы с этой песней можно легко найти в Интернете. Как вы считаете, допустимо ли настолько свободно позволять распространение подобных материалов (к примеру, конкретно в этой песне поется о джихаде как войне против иноверцев, причем мусульманские воины, павшие в этой борьбе, попадают в рай, о необходимости захвата Иерусалима и очищения его от собравшихся там сейчас "сил зла"...)?
 
ShibaevДата: Воскресенье, 26.12.2010, 20:55 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Уважаемая Надежда Викторовна, спасибо за приятные слова. Вопрос все же скорее риторический: разумеется, распространение материалов, нарушающих нормы закона с одной стороны и нормы морали с другой, подлежит всяческому осуждению. Вот только с помощью каких механизмов можно ограничить их распространение в век продвинутых коммуникационных технологий? К сожалению, больше половины текстов из Федерального списка экстремистских материалов находятся в сети за считанные минуты и без каких бы то ни было усилий.
 
TgubaevaДата: Воскресенье, 26.12.2010, 21:02 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 160
Статус: Offline
Уважаемые коллеги, есть законодательный запрет:
На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Это извлечение из статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности".
На практике основная сложность в том, что многие собственники этих информационных ресурсов, где мы действительно за считанные минуты найдем такие материалы, - иностранные граждане, находящиеся за пределами РФ, и привлечь их к отвественности нельзя.
 
ShibaevДата: Воскресенье, 26.12.2010, 21:33 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Тамара Владимировна, полностью согласен, но и на сайтах, находящихся в собственности российских граждан, экстремистские материалы успевают «размножаться» гораздо быстрее, чем их успевают удалять. Сейчас специально посмотрел: в социальной сети «Вконтакте» по поисковому запросу «Муцураев Иерусалим» выдается более двух тысяч результатов.
 
TgubaevaДата: Воскресенье, 26.12.2010, 23:38 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 160
Статус: Offline
Вы осторожнее смотрите... У меня такой случай был - прислали на экспертизу материалы, один листок такой замято-рваный оказался, текст не отчетливо был виден. Рискнула полезть на сайт Кавказцентра, поискать этот текст. Через полчаса, а дело было уже довольно поздним вечером, вырубается у меня весь интернет начисто. Звоню в дежурку, говорю - так и так, это вы меня "профилактируете? или случайное совпадение? Мне отвечают - забыли, дескать, извините, сейчас поправим))) Социальные сети все контролируются - другое дело, до поры до времени не дают хода этим материалам. Хотя, конечно, профилактических сил не хватает, увы...
 
Форум » Конференция 2010 » Экспертные исследования спорных речевых произведений: методология и методика » Шибаев М. В. К вопросу о толковании слова "джихад" в рамках
Страница 1 из 11
Поиск: