Приветствую Вас Гость | RSS

Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика

Вторник, 27.06.2017, 23:53
Главная » Статьи » Конференция 2012 » Доклад с обсуждением на сайте

Костромичева М.В. К ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

М.В.Костромичева[1]

 

К ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА МАТЕРИАЛОВ

ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Аннотация. В статье поднимается проблема комплексного анализа при проведении лингвистической экспертизы материалов, включающих разнообразные средства, анализ которых важен для полноценной интерпретации текстов экстремистской направленности.

 

Ключевые слова: интерпретация экстремистского текста, текстологическая экспертиза, символика радикализма, пределы компетенции эксперта.

 

Значительное количество материалов экстремистской направленности представляют собой комплекс различных средств, в целом организующих текст, который может включать в себя не только собственно лингвистические средства, но и другие (изобразительные, звуковые) составляющие, при этом каждая деталь текста не менее важна для его восприятия, чем очевидные по своему смысловому содержанию высказывания. В случае возникновения подобной ситуации выходы могут разными, и в первую очередь, это назначение комплексной экспертизы с привлечением специалистов из других областей знания. Т.В. Губаева совершенно справедливо считает наиболее точным названием для судебной экспертизы по делам об экстремизме – «текстологическая экспертиза»: «На текстологическую экспертизу целесообразно направлять письменно-графические материалы, закрепленные на бумажном носителе. В случае, если вместе с печатной продукцией распространяются кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, они также подлежат текстологическому экспертному исследованию (текстом считается последовательность любых, не только языковых, но и иных знаков – например, смена кадров в видеоматериале, музыка и т.д.)» [Губаева, 2006], при этом «текст создается и существует в виде последовательности знаков, или семиотических кодов, которые могут быть: а) лингвистическими (слова, фразы и их сочетания; все языковые средства выражения мысли, включая грамматику, лексику, синтаксис, а также деление текста на главы, абзацы, части и другие единицы, которые оказывают значимое влияние на восприятие текста); б) паралингвистическими (например, жесты, движения, тембр голоса, изображения и, в зависимости от конкретной ситуации, многие другие детали, которые сопровождают речевое высказывание и влияют на восприятие его смысла); в) метафизическими (выражаются в замысле создателей текста, в том, каким образом и с какой целью они намерены изобразить действительность)» [Губаева, 2006]. С другой стороны, при анализе таких текстов неизменно встаёт вопрос о пределах компетенции лингвиста-эксперта, тем более, что выход за пределы компетенции может служить основанием для признания самой экспертизы недопустимым доказательством. Кроме того, сам текст может включать элементы, интерпретация которых крайне затруднена в связи с тем, что порой требуемые познания доступны только узкому кругу специалистов, либо такой анализ потребует привлечения большого круга специалистов из самых различных областей.

В качестве примера можно привести признанный экстремистским материалом текст «Моя война. Посвящено Боровикову Дмитрию «Кислому»»[2]. С одной стороны, данный текст совершенно прозрачен в плане интерпретации содержания, с другой стороны, материал содержит большое число высказываний, которые, при формальном подходе, не могут быть интерпретированы лингвистом – специалистом в области русского языка, даже если высказывания могут быть известны эксперту на уровне фоновых знаний или элементарных знаний иностранных языков (причём сами высказывания могут быть представлены в тексте с переводом), например: «Они меня застрелят, ведь им неведомо, что пули кончились. А если поймут, что путь нет, то я приму яд. Эх, лучше пусть будет пояс. Я оберну его ещё проволокой, толстой, может колючей. Не знаю. Не важно. И в Рай! Sieg Heil!»; «Когда-то войны Рейха сражались ими против коммунистической швали, а теперь он у нас в руках. У Расистов новой эры, ещё не наступившей. Sieg Heil! Фауст патрон разнёс джип «Паджеро» на куски. Из него буквально вывалились потроха, а потом объятый пламенем он взорвался снова. Осталась одна подвеска. Я же дал из АКСУ длинную очередь по собравшимся, пока не израсходовал весь магазин. Как в компьютерной игре! Самосуд! Я люблю самосуд! И не жалуюсь на жестокость и обман! Если попаду в плен, то буду молчать, несмотря на все хитрости и пытки врагов. А может расскажу, как всё было. Хотя нет, лучше попытаюсь сбежать или нападу на конвой, а потом в Вальхаллу, где я увижу ушедшего Вождя, творца, Аватара Расы. Космический абсолют. Я, правда, в последней инстанции. Heil Hitler! Когда я убиваю, я не чувствую ненависти, злости. Нет, иногда они есть, но чаще просто желание убить. Забрать с собой ещё в могилу»; «Если белый человек смеет опускаться, то он теряет иммунитет (неприкосновенность), а значит его следует убить. Мой вождь не пил, не курил, был вегетарианцем. Что говорить о скинах, которые в пьяном угаре смеют скандировать: «HEIL HITLER!!!»?»; «Одной раненой в бедро цыганке отрубаем голову. Прикладом в беременный живот. Одним махом – двух побивахом! Чтобы не рождались выблядки – враги White Race!»; «Ad Arma Cives! К оружию граждане! Все на баррикады!»; «Боевик погиб! Стал шахидом на пути Священной Расовой Войны. Нашей войны. Он сразу выпил яд! Ещё один в неисчислимой небесной дивизии SS Wotana. Слава белой Расе! Слава Рось! Heil Russland! Слава Руси! Слава Б.Т.О.!!! Rest in Peace! Stolz soldat! [SS] Он навсегда останется с нами! В сердцах, мыслях, борьбе!»; «Я верю. TRUE TILL DEATH!!! Раса помнит солдат, что её защищали! Я и они – часть Солдат Расы. НС-войска»; «Ночь хороша. День тоже. Убьём в любое время года. Круглосуточно. Круглосуточно! Kill!»; «Это защита свыше от Богов. Но она у нас есть до тех пор, пока мы воюем. Gott mit uns!!! Белые люди – венец Природы! Heil White Race! Слава Арийской Расе!». Однако подчеркнём ещё раз: формально эксперт – специалист в области русского языка не имеет права обращаться к высказываниям «Sieg Heil!», «Heil Hitler!», «White Race!» и др., при том, что они являются ярким подтверждением самоидентификации автора текста как приверженца нацизма / расизма либо выполняют функцию призыва-лозунга к осуществлению пропагандируемой деятельности.

Значение ряда языковых единиц (при их отсутствии в лексикографических источниках) может быть восстановлено из контекста. Так, например, автор идентифицирует себя как «клансмена»: «Они запомнят этот ужас. И клансмена. Меня», при этом значение единицы вполне определяемо по контексту: «Они на всю жизнь запомнят. Запомнят, как медленно, словно в медленном кино, из арки появляется смерть в белом колпаке куклуксклановца. Говорят, ККК – это звук клацающего затвора. Но они затвор не слышали. Ангел смерти не стрелял, но метал смертельные стрелы небесного гнева. Они запомнят этот ужас. И клансмена. Меня. Ненавижу! Ненавижу вас!!!». Что представляет собой Ку-клукс-клан, является достаточно известным, но при этом в материале встречаются  и упоминания других групп, организаций, направлений, течений, гораздо менее известных, например: «Свободу БТО! Я знал, что ходить с плакатами, митинговать – всё это не выход. Выход – побег. Придётся помощь неугомонным бойцам БТО»; «Надеюсь NS/WP преуспеют во всех вышеуказанных видах терроризма»; «Здесь смеха не было и в помине. Мрачное и решительное зло. Может здесь погибла мама какого-нибудь скина, жаль, но он должен радоваться всё равно. Ведь идеи выше всего. Во имя их ликования, можно казнить даже родителей, если они против WP! Убивайте всех, Боги своих разберут! А родаки наши – трусы и не лги себе. Твоя мать против подпольной деятельности НС-радикалов»; «Мы за WP-грин пиc! White Man-sXe!»; «Среди НС есть небольшое количество sXe. Есть и даже это хорошо! Религия – в основном славянское и скандинаво-германское язычество. Имеются христиане. Бывшие РНЕ-шники. Среди них много Гитлеристов и даже язычников. Есть исламское РНЕ (осколок былого). Часть их воюет в Чечне за мусульман, а часть ведёт джихад в Москве. Много и всевозможных националистический организаций»; «Мы делаем не для славы! Совесть! Моя совесть – Дмитрий Боровиков! sXe – это проверочная линейка, чёткая грань. Самоконтроль. Дисциплина. Не муштра, как в войсках, а всё как в Waffen SS. Быть sXe естественно. Но начинают предавать с него. Сначала прямую линию, а потом и друзей. Подумаешь пива выпил, подумаешь друга сдал. Ты стоишь у линии. На чистом. За ней говно. Сделал шаг в кал. Маленький. Потом ещё… И уже стоишь весь в дерьме. Оглянулся, а линии и чистого горизонта не видно. Выбрал, иди до конца!» (ср. здесь же: «Меня тянуло лишь на одно место. Где я убил антифа-sXe. Хотя какие они на хер sXe?! sXe – это сила, воля и разум. А антифашизм?». 

 Анализ же целого ряда высказываний, чрезвычайно важных для понимания текста праворадикальной направленности, не может быть произведён со ссылкой исключительно на фоновые знания. Это высказывания, включающие обозначения важных для понимания  текста, пропагандирующего идеалы нацизма / расизма, понятий, при этом само обозначение может быть представлено в форме лозунгов, аббревиатур, числовых символов:

«White Power» («Белая сила / власть» – расистский лозунг): «Мы хотим как можно больше трупов. Все наши акции забирают жизни. Хоть одну, хоть кого. От бомжа до президента. Все цели. Мишени. Убьём их всех! White Power!»;

«RaHoWa»(от «RacialHolyWar» – «Расовая священная война»): «Ну всё! Сейчас рассчитаемся. Расстояние сокращается до 10 метров. RaHoWa!!!»; «Я душа Расы. Всё неотделимо. Если б не был я Расистом, то не было бы RaHoWa, не любил бы я того, кого люблю, не спас бы солдата БТО. А он не сломался. Стойкий. Идейный. Старше меня, но уважает. По-братски, по-товарищески! Есть ещё хорошие парни и девушки. Боровиков – Бог, Совесть, Идол, Душа… А его верная невеста? Тоже. Боевик мне на многое открыл глаза. Я чувствую, станем соратниками. Станем ли мы нерушимым тандемом? Верю в это. Этой надеждой живу. Мы в авангарде. RaHoWa!»; «Будет ещё исламский терроризм (под чёрным и зелёным флагами), экотеррор (зелёный стяг другого рода), расовые виды террора и бандитизма (чёрные жиды, Арии, косые и т.п.), религиозный терроризм (всевозможные знамёна вымпелы и штандарты типа фундаменталистов. Язычников, сект в стиле Аум-Сенрикё, а также национальный террор (почти все нации). Красные же вымирают, как и все леваки, антифа. Скоро-скоро развязка RaHoWa – финальная битва! А пока каждый наш удар – маленький бой с системой»; «Многие отреклись, но не мы. Это война. А мы – войны! Ra.Ho.Wa.»; «Мне нужно много оружия и я применю его на фронте RaHoWa, жестокой панораме баталий»;

«ACAB» (от «allcopsarebastards» – «все полицейские – ублюдки»): «Надо сказать, я научился неплохо стрелять. По живым мишеням. Практика богатая. Я – боевая машина смерти. Конвейер расстрелов. Меня ищет весь мусорской контингент СПб. ACAB!»;

«18» (1: А – первая буква лат. алфавита =Adolf + 8: Н – восьмая буква лат. алфавита = Hitler, в целом 18=AdolfHitler): «Один из БТО вскрыл себе вены, перерезал шею. Погиб. Сделал он это с 30 апреля на 1 мая. Языческий праздник у славян германцев, скандинавов. Валькирия отвезла его к Вотану. В 2008 году от начала христовой лжи. А в 1945 году Фюрер нашей Расы в этот же день отправился туда же. 20 апреля последний день рождения, а 30 он составил политическое завещание, где предвосхитил возрождение лучезарных семян Национального Социализма. НС – это Феникс. С собой 18 забрал жену – Еву и собаку. А многие говорят, что Вождь передислоцировался в Южную Америку и тайно продолжает борьбу. Не знаю. Может и так»;

«14» (наиболее известная расшифровка: «14 слов Девида Лэйна» (американского расистского идеолога): «WemustsecuretheexistenceofourpeopleandafutureforWhitechildren»: «Мы должны сохранить само существование нашего народа и его будущее для детей белого человека»): «Мой народ спасёт только шоковая терапия! Я её организую! Наши акции должны быть показательно жестокими. Бандиты 90х так расправлялись со своими оппонентами, а сейчас? Эх, измельчал народ! А мы устроили перекрёстный огонь в цыганском таборе. Ушёл в небо. Вернее не в высь, а в ад, преисподнюю, чистилище. Мы эволюционируем! Хотя и метод тайных убийств нам пригодится. На войне все средства хороши! 14 слов»;

«88» (имеет два прочтения – «88 заповедей белого человека / 88 заповедей Дэвида Лэйна» или «HeilHitler» («Н» – восьмая буква латинского алфавита, т.е. «88» = «НН» и передаёт нацистское приветствие Heil Hitler): «Можно всё! Это не подлость. Хотя мы и к этому готовы. Ариям свойственно благородство, но сейчас оно неуместно. Я готов красть, обманывать. Пиратствовать, как варяг, корсар, казак. Последние полуязычники поклонялись каменным идолам. Воевали со всеми. Это война. 88!»; «Тем не менее, я решил, что антифашисты ещё не наказаны, не до конца. Хотя, скорее всего, мне просто хотелось ещё пострелять. Увлекательное это занятие! Развесёлое. На 88%!!![3]»;

Многие числовые символы в указанном тексте используются в сочетании: «Очень скоро вся страна увидела плоды нашей работы Общечеловеческое стадо обожает проект «Дом-2». Не нравятся новости? Сделай собственные, выйдя на улицу! «Дом-2» в прямом эфире. Тем лучше. Этот разложенческий проект мы заменим своим. Проект «Русский дом 14/88»!»; «Мы снова взорвали шрапнельную бомбу на день победы. Это наш день Победы. Чеченцы также взорвали давно своего «президента» на 9 мая. Снаряд был вмурован под задницу Ахмада Кадырова. Шрапнель крупнее картечи и мы взорвали её (бомбу) во время салюта! Это наш салют! Ба-бах! Взрыв мало кто слышал. Те, кто мог слышать, погибли. А выстрелы гаубиц и пушек и разрывы в небе заглушали всё. Салют 14 слов! 14 words! 88! 18!».

Предвижу закономерный вопрос: зачем сосредотачиваться на анализе выделенных единиц текста, если даже представленные здесь небольшие текстовые фрагменты совершенно очевидно свидетельствуют об экстремистской направленности материала? Но представим ситуацию, когда, например, сторона защиты в процессе допроса эксперта попросит разъяснения по поводу следующего текстового фрагмента: «Настоящий Белый революционер – это Расист, Язычник, Стрейтэйджер, RaHoWa-террорист! 4 вехи, как 4 стороны Коловрата. Можно быть язычником, но без других составляющих, это лже-язычество. Так же как и sXe». Отсутствие полноценного ответа может быть истолковано как некомпетентность эксперта, а само заключение – как не отвечающее принципам объективности, всесторонности и полноты исследования, что является прямым нарушением ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также может повлечь признание экспертного заключения недопустимым доказательством. Нельзя игнорировать и тот факт, что многие экстремистские тексты «малых форм» (листовки, трафареты, стикеры, граффити-надписи) в большинстве своём включают не только (и не столько) собственно вербальные средства, но и графические изображения, символы. В качестве примера приведём следующую листовку[4], где юридически значимый мотив автора вполне прозрачного призыва устанавливается в связи с «расшифровкой» символов, среди которых общеизвестным является только свастика.     

 

 

 

5 мая 2009 г. исполнилось 40 дней со дня смерти в ИВС одного из лидеров неонацистов Максима Базылева (кличка – Адольф).  Значение числа 88 см. выше, число 82 расшифровывается как Н (8 буква лат. алфавита Н = Heil) В (2 буква лат. алфавита = Б (рус.) = Боровиков), т.е. 82 = Heil Боровиков (Дмитрий Боровиков – также один из лидеров неонацистов, убит в 2006 году при задержании). Таким образом, не обозначенные в тексте листовки адресаты призыва (как и автор / авторы листовки) идентифицируются как приверженцы праворадикальных идей, последователи погибших лидеров неонацистов. Собственно 5 мая до настоящего времени остаётся символической датой для данной категории лиц, см., например: Собственно 5 Мая 2010 года да и 2009 очень хорошо пиарили, нежели сейчас. У NS/WP почти полностью исчезла пропоганда[5]. 5 Мая 2011 покажет на что способно движение и способно ли вообще[6]

.


(фото 2010 г.)



(фото 2011 г.)

 

В свете сказанного становится очевидным, что при наличии оценки не только собственно высказывания, но и включённого в текст символа, представленные далее тексты практически в равной мере имеют признаки призыва именно экстремистской направленности:



В связи с тем, что многие из приведённых здесь примеров могут быть понятны только ограниченному кругу лиц, отмечу, что зачастую возникает вопрос о том, а могут ли такие «зашифрованные» тексты вообще рассматриваться в качестве экстремистских в правовом плане (тем более, что обязательным признаком преступлений экстремистской направленности является публичность), могут ли они кого-то «побудить» к противоправным действиям, если для их понимания требуются специальные познания? Юридически данный вопрос разрешается однозначно: преступления, ответственность за которые предусмотрена по ст. 280 и ст. 282 УК РФ, имеют формальный состав, по поводу чего есть специальная оговорка в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г.: «Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет».    

Наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Отдельной проблемой при анализе текста экстремистской направленности может стать даже интерпретация отдельных, часто не фиксируемых в лексикографических источниках единиц сленгового характера и их производных (афашники, афозники, бонец, бонявый, боньё, дедывоеваст, дрондовьё, зига, зигамёт, зиганавт, зиган, имперка, карлан, карлапед, кельт, крю, моб, мутка, накрыть, нефор, нефырь, обывала, овощизм, отписаться, палево, плетёнка, пни, победист, прыжок, свастон, скинявый, схешник, трад, тру, труёвый, трунс, унтер, фантик, фнбшник, фофудьеносец, хардлайн, чернильница, шафка, шафкан, шавьё, шарпеи, эджер и др.) или ненормативных этнонимов, в том числе – ксенофобского характера (гук, цунар, цунареф, чич, чуркобес и под.). Как представляется, при возникновении необходимости толкования не зафиксированной в лексикографических источниках единицы, значение которой не известно эксперту, единственным выходом является обращение к корпусу Интернет-текстов с целью выявления значения слова и особенностей употребления искомой единицы.

Завершая, отмечу, что признавая необходимость обязательного исследования представленных здесь элементов текста, мы не только исключаем возможные претензии о выходе за пределы компетенции лингвиста-эксперта, но и решаем задачу интерпретации важнейших для понимания текста составляющих в таком сложном виде экспертной деятельности, как исследование материалов экстремистской направленности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Губаева, Т.В. Судебная экспертиза по делам об экстремизме // Вестник Института экономики, управления и права. – Сер. 2. Право. Вып. 7. – Казань, 2006. – С. 303-315 / [Электронный ресурс] / http://siberia-expert.com/publ/satti/stati/sudebnaja_ehkspertiza_po_delam_ob_ehkstremizme_t_v_gubaeva/4-1-0-163   


  



[1] Костромичева Мария Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Орловского государственного университета, руководитель научной лаборатории «Правовая лингвистика» при НИИ филологии Орловского государственного университета.

[2] Включен в Федеральный список экстремистских материалов под № 1159: Информационный материал Воеводина Алексея Михайловича «Моя война. Посвящено Боровикову Дмитрию «Кислому», размещенный на Интернет-сайте www.geroivoli.info (решение Никулинского районного суда города Москвы от 21.12.2011).

[3] Следует отметить, что основной функцией использования символов в праворадикальном дискурсе является демонстрация идентификации автора как лица, причастного к идеалам неонацизма, даже когда формы употребления символа выглядят внешне «безобидно», см., например (материалы автора, собранные на Интернет-форумах): «Тесак – человек другого уровня. 88% правых с 2005 года по наст время пришли в движуху благодаря ему»; «Ну где же ручки, ну где же ваши ручки! Давай поднимем ручки и будем зиговать)) ОЙ, ОЙ, ОЙ... А у нас сегодня «ДИСКОТЕКА88», она у нас всегда, заходим и слушаем нас!!!=) Слава НАЦИИ!»; «Это было моё 88 сообщение слава россии»; «Я думаю что если на эталонную белокурую русскую женщину 88 раз публично показать пальцем и сказать «Аха, смотрите – это ашкенази» – то какой-то части зрителей может показаться, что это так – просто дешёвые манипуляции ZOGа»; «Отрежу крайнюю плоть. Дорого. Вот мой телефон 8(905)14881488» и пр.

[4] http://forum.fanat1k.ru/nasha-subkuluetura/2712-skinheads-vs-ns-wp-34.html

[5] https://ns-wp.ws/forum/index.php/topic,3793.15.html

[6] https://ns-wp.ws/forum/index.php/topic,3793.0.html

Категория: Доклад с обсуждением на сайте | Добавил: Brinev (15.12.2012)
Просмотров: 1370 | Рейтинг: 5.0/4